Сомневающимся и колеблющимся.

Лето 2011 год!
Ну, вот и началось!
Правду говорит сухая госпожа СТАТИСТИКА!

После тяжелых стагнации, застоя, и коллапса в 80х и начале 90х годов, прошлого века, маломерный флот в Украине из года в год, всё же крепчал и рос, несмотря на увеличение стоимости топлива, отсутствие надлежащего сервиса, высокой платой за стоянку и зимнее хранение лодок.Солнечный летний день, все окружающие изнывают от жары, вода рядом, так хочется прохлады, лёгкого ветерка, но какой ветерок при таких погодных условиях. Вы уже подсознательно начинаете понимать, чего не хватает. При всём своём техническом и гастрономическом оснащении, Вы, находясь на «свежем воздухе», с тоской, долей зависти и неподдельным интересом, провожаете взглядом, проходящую мимо Вашей временной зоны отдыха у воды, даже простую моторную лодку, пусть даже неказистую, но с борта которой, видны и реально досягаемы, все тайные красивейшие уголки прибрежной полосы суши, к которым невозможно добраться даже с помощью мощного внедорожника. И уж верно не добраться без лодки, до живописных островов, которых на реке Днепр и других реках и крупных озёрах Украины немало.
Вот если бы сейчас, у кого-то из Вашей компании была лодка, катер, яхта! Не секрет, что комфортнее, интереснее и полезнее отдыхать, там, где насыщенность отдыхающими одной и той же единицы территории меньше, не только в данный момент времени, но и в течение всего летнего сезона. Реакриация природной среды, происходит, несомненно, лучше и эффективнее, без вмешательства человека. В условиях климатической зоны Киева, относительно тёплый период года, составляет полных пять месяцев, в которых как минимум 40 выходных дней и Ваш отпуск. Так сделайте для себя и своих близких благо, не будьте подобны общине бабуинов на берегу реки. Владеть и пользоваться катером, гораздо лучше для интеллектуального и физического развития, чем находиться статично в дачном посёлке или на южном отечественном или зарубежном курорте.
Более 70% земной поверхности, занимает вода, активно использовать её транспортные ресурсы, значит быть на шаг впереди других.
Ведение деловых переговоров на борту собственного судна, в неформальной обстановке, так же способствует Вашему успеху и имиджу.
Стоимость водного транспортного средства, зачастую приближается к стоимости дорогого автомобиля, а в некоторых случаях, значительно превосходит её.
Но чувства и ощущения, которые Вы испытаете, поверьте – этого стоят. Кроме того, ваша лодка, катер, может являться весомым залогом в финансовых учреждениях, при получении Вами необходимых средств, для деловых или личных нужд, а также неплохим имиджевым инструментом в обществе и социуме.
Посетите специализированные выставки, прочтите архивы журналов посвящённых водным видам техники, посетите торговые площадки, марины и РОПы, поищите информацию в Интернете, обратите внимание на вторичный рынок и Вы найдёте приемлемое и правильное именно для Вас решение. Взвешенно выберите для себя степень квалификации при прохождении курсов обучения судоводителей, которая устроит Вас, сообразуясь с Вашим бюджетом на покупку лодки. Разумно сделать некий аванс в получении степени квалификации. Это полезно для уменьшения проблем с правом на управление, при покупке более крупного, мощного судна в будущем, при росте Вашего благополучия или смене региона навигации, или за рубежом. Определитесь заранее, где и как Вы планируете эксплуатировать своё судно (озеро, внутренние водные пути, море, продолжительные дальние зарубежные круизы). Какое количество человек составляет Ваша семья или постоянная компания единомышленников и друзей. Маломерные суда, чувствительны к количеству человек и багажа на борту! Какой уровень комфорта на судне Вас устроит, с какой скоростью Вы хотели бы двигаться по воде во время ваших путешествий, прогулок или отдыха, какие затраты на хранение, топливо и эксплуатацию Вам по силам. Учтите в расчётах, не малые денежные средства на оборудование судна, для повышения его комфортных, эксплуатационных характеристик и получение разрешения на расширение района навигации. Создайте для себя виртуальную модель эксплуатации судна, включите Вашу фантазию, посоветуйтесь с Вашими близкими, как они видят Ваш совместный отдых на воде и со специалистами, которые откроют Вам тонкости будущей эксплуатации судна после его покупки, возможности и степень свободы, которые конкретное судно способно предоставить Вам.
По данным Регистра судоходства Украины, количество так называемого «маломерного флота» не просто растёт, а стабильно и уверенно прогрессирует. Желающих легализовать и поставить своё судно на учёт прибавляется из месяца в месяц. Объёмы регистраций, просто с шага, минуя рысь, перешли в галоп, но пока ещё не карьер. Хотя маломерным флотом, некоторые катера и яхты, регистрируемые в Украине, назвать нельзя. Даже мои коллеги из «развитой Европы» в конце концов, это признали и не столь надменны в своих высказываниях по поводу частных судов, гордо носящих флаг Украины.
Вот если бы и налоговая политика в нашем государстве способствовала в должной мере начинаниям «безумству храбрых» и просто заинтересованных в личном водном транспорте граждан! К сожалению, в нашей стране, катера и яхты, имеют стоимость на 40 – 60 процентов выше, чем в этих самых развитых странах, которые эти суда и производят, включая и вторичный рынок в нашей стране. Парадокс рыночной экономики или временной беспредел дикого несбалансированного рынка. Ввозные пошлины, сертификация, дополнительные непланируемые платежи и транспортные издержки, так же являются составляющей конечной цены. Наши отечественные судостроители, так же почему-то всерьёз взяли курс на полную идентификацию розничной стоимости построенных ими катеров и яхт с ценами у мировых фаворитов судостроения, позабыв о немалой ввозной пошлине на импорт. Видимо они «всерьёз» отнеслись к призыву — «Купуй Українське!». Утверждаю, что существует и разница в качестве, потребительских характеристиках и современных технологиях производства. В этом, отечественным производителям, «помогло» отечественное же законодательство, в сфере налогообложения судостроительных предприятий и менталитет. Но это для наших с Вами законодателей не важно, у тех, кто этим плотно интересуется, уже несколько лет, в личном пользовании, имеются не плохие экземпляры (и не в единичном числе) водных видов техники. Наиболее популярны в Украине, торговые марки «Azimut», «Bayliner», «Maxum» но есть во владении и гораздо «круче» марки — «Sunseeker», «Silverton», «Alfamarine», «Guy Couach», «Tecnomar». Простите уважаемые судостроители, всех не перечесть. В этой статье, я попытался дать ответы, на ряд простых вопросов, стоящих перед новичками, которые я думаю, позволят сделать им правильный выбор судна, которое они планируют приобрести в недалёком будущем. Прежде всего, для того, что бы ни быть разочарованными в своей дорогостоящей покупке, должным образом эту покупку использовать и в последствии не напрягать семейный или личный бюджет содержанием и обслуживанием своего судна.
Итак, лодки производства СССР, той страны, откуда родом большинство из нас. Казалось, они уже отжили своё время, но стараниями ряда бизнесменов и просто энтузиастов, эти «достижения» инженерной мысли Союза, получают действительно вторую жизнь. Технические характеристики этих лодок, при умелом воплощении передовых технологий современного судостроения, приобретают, несомненно, более высокие показатели и потребительские характеристики. Воды наших рек и морей бороздят трудно узнаваемые шедевры советской промышленности, переоснащённые умелыми руками наших людей, доведённые по внешнему совершенству почти к мировым стандартам, правда не без помощи изделий и комплектующих, выпущенных в развитых в промышленном отношении государств, США, Японии, Италии, Скандинавии и Восточной Азии. Вклад промышленно развитых государств, это, прежде всего высокотехнологичный продукт – подвесные и стационарные двигатели, специально предназначенные для водных транспортных средств. И конечно сложная электроника — радарные установки для судов, вспомогательное оборудование, индикационные приборы, информирующие о штатных параметрах основных и вспомогательных систем катера или яхты, GPS, эхолоты, радиостанции речного и морского диапазонов, спутниковая телефония, подруливающие устройства и.т.п. Сюда же относятся и технические эксплуатационные жидкости, аксессуары, отделочные материалы, дополнительное сервисное оборудование, полезные мелочи, специальные производственные материалы и краски — вот база для развития производства и совершенствования технологий по восстановлению и капитальной реконструкции судов. Но базовый проект судна остаётся неизменным, это обводы корпуса лодки, мореходность, материал, из которого лодка изготовлена и его качество, прочность конструкции корпуса, транцевой плиты для подвесных моторов, «усталость» материалов конструкции, культура производства, экстерьер, размеры. Ветровой, волновой режим и обильные осадки, значительно затрудняют эксплуатацию такого судна. Я рекомендовал бы такое судно, прежде всего людям, увлекающимся рыбной ловлей, покупателям, имеющим ограниченный бюджет, или предприятиям государственного сектора экономики, в качестве служебно-разъездного водного транспортного средства. Экономия бюджетных средств и чистая совесть чиновников налицо. Поставленные перед этими службами государственные задачи, такое судно выполнит. В пример приведу Государственную Инспекцию Рыбнадзора, обычные лодки «Казанка» или «Крым М» под двигателем 55 и 70 л.с. развивает скорость, граничащую с экстремальными возможностями человеческого организма, частично это отражается на психическом состоянии, без наступления тяжёлых последствий. Правда паспортные характеристики и конструкция судна ограничивают мощность двигателя и это чётко прописано в регистрационных документах. Но ведь синдром соревновательной закомплексованности водителей автомашин марки «Жигули», «Лада» и «Газель» мы все ежедневно наблюдаем на наших автодорогах, скоростной экстремальный режим 140 км/ч. они непродолжительное время стоически выдерживают. Правда нам немного страшно, и за них и за себя и за окружающих!
Альтернатива для фанатов речной и морской прибрежной рыбалки – лодки иностранного производства «Buster», «Boston Whaler», «Linder», «Silver», «Tracker», предназначенные в большинстве случаев для рыболовов, так же как и лодки, конструктивно имеющие надувные борта. Современно, экономично и эстетично, вспомните служебно-разъездные лодки «Zodiac», эксплуатируемые экспедициями Ж.Кусто, исследователя, уважаемого во всех странах мира. В Украине около двух десятков компаний производят подобные лодки, и некоторые из них, весьма неплохого качества. Да и их хранение в зимний период практически не требует затрат. А если вы не доверяете надувным плавсредствам, контраргументом против Ваших убеждений может служить вполне серьёзные суда из Италии длинной до 15,4 метров марки «Marchi» весьма комфортабельные, имеющие несколько кают и весь комплекс удобств на борту. Да и скандинавы с честью владеют сегментом лодок, предназначенных для ловли рыбы. Их алюминиевые и комбинированные алюминий-пластик лодки очень надёжны, неприхотливы и практичны.
Следующим уровнем по условному рейтингу, я бы назвал скоростные пляжные лодки «Master Craft», «Malibu», «Sea-Doo», «Glastron», не имеющие рубки-убежища или каюты. Суда такого типа удовлетворят чаяния людей любящих динамику и спорт. Непродолжительная водная прогулка, для компании из 1–8 молодых человек с приличной скоростной динамикой – вот для чего создан этот тип судов. Буксируемые ими водные аттракционы, так же позволят разнообразить Ваш активный отдых и отдых Ваших спутниц. Загорелые, атлетически сложенные тела членов компании, безумство молодости… и не малый бюджет на содержание и эксплуатацию. Если в принципе Вы соответствуете этому стереотипу «золотой молодёжи»- этот класс судов для Вас. Смотрятся эти суда и их владельцы впечатляюще. Если бюджет несколько поджимает, то альтернатива есть — водный мотоцикл «Yamaha», «Bombardier» (есть четырёхместные модели водных мотоциклов, но без коляски!!!). Наличие водомёта, позволяет не особо беспокоиться о мелководье и поросших водорослями участках рек и озёр. А относительно небольшой вес и габариты, позволяют транспортировать такие суда на довольно большие расстояния, легковым автомобилем и хранить их в гараже. Но, вам, скорее всего, просто надоест этот тип судов в течение первого сезона эксплуатации, высокая цена судна и непомерный расход топлива А-95 у высокооборотистого бензинового двигателя (а то и двух двигателей!) с турбонаддувом. Для других целей, кроме развлечения и приятного искромётного времяпрепровождения на воде без забот, это судно не предназначено. Нонсенс, заниматься рыболовным троллингом на таком судне. Да и район плавания ограничен малым запасом топлива, прибрежной полосой моря, лиманом или обозримым участком реки.
Следующим типом судов по условной классификации, основанной на собственном опыте и наблюдениям, являются суда для семейного отдыха, отдыха с близкими людьми, с претензиями на некоторый условный комфорт на борту и береговой стоянке. Здесь я привожу малобюджетный вариант. В этот класс судов я включаю каютные катера проекта «сделай сам или плавающие сарайчики». Некоторые из них весьма интересны. Есть примеры самостоятельной реконструкции и оборудования довольно крупных судов, но для этого нужно иметь серьёзную производственную базу и квалифицированных специалистов. Их основа — старый восстановленный корпус с водоизмещающими обводами, двигатель малой мощности, как правило, дизельный, и полёт фантазии собственника-конструктора по эргономическому и в последнюю очередь эстетическому оснащению своего детища. В этом случае, «кто во что горазд». Назначение такого судна почти универсальное, вот только о скоростных водных аттракционах придётся забыть напрочь. Основная цель, данного типа судов – экстраполированная и сконцентрированная индивидуальная идея представления о судне, способная материализоваться на водном транспортном средстве, т.е. мечта о тихом домике в деревне. Молочная дойная корова на этом катере не поместится, но пару кроликов или гусей, вполне можно содержать. Удовольствие, от обладания и эксплуатации такого судна, пропорционально представлению владельца о виртуальном дачном участке и свободе миграции в водном пространстве, причём заметьте, вместе с этим участком. На таком катере, можно уходить в плавание сроком несколько недель, т.е. всё время отпуска, а для пенсионера, это просто спасение от городской суеты и проблем. Вы всегда будете иметь чёткий план, что необходимо сделать завтра, что подремонтировать, что изменить, что усовершенствовать на судне и в окружающей природе. Вы никогда не впадёте в уныние. Благо сейчас без труда можно купить любую необходимую для ремонта или усовершенствования «штучку», были бы средства. Не беда, что Ваша миграция, в километрах, не превысит расстояние до ближайшего шлюза или мало-мальски проходимой по фарватеру речки. Те положительные чувства, которые Вы испытаете и переживёте, не соизмеримы с расстоянием. Кстати, многие владельцы престижных катеров, так же не выходят далее акватории водохранилища, где приписано судно. Хотя при скоростных возможностях их судов, это расстояние преодолевается, в течение максимум трёх-четырёх часов.
Следующий тип судов, к приверженцам которых отношу себя и я, являются скоростные каютные круизные катера или яхты (кому как нравится называть своё судно). Торговых марок не счесть, выделю «Bayliner», «Maxum», «Regal», «Sea Ray», в какой-то степени «Galeon». Данный тип судов даёт максимально возможную свободу передвижения в условиях внутренних судоходных путей Украины, и ограничивается лишь свободным временем владельца и от части его бюджетом. Даже погодные условия в Украине, не оказывают существенного влияния на сроки навигации и конкретной поездки, конечно в разумных пределах. Этой зимой в Киеве, один из моих знакомых праздновал наступление Нового Года на борту своей 55 футовой яхты, неординарные впечатления. Да и навигация начинается со сходом ледяного покрова и длится до глубокой осени, до первых заморозков. На борту такого судна, как правило, имеется всё необходимое для совершения продолжительных путешествий в составе семьи или небольшой компании. Размеры судна длинной от 6 до 11 метров, позволят Вам исключить синдром недостатка свободного места, да и с эргономикой на борту всё почти идеально, а суда больших размеров предоставят владельцу практически неограниченный комфорт на борту. Кроме того, переговоры на деловые темы, так же уместно и не стыдно проводить на борту собственного катера. На некоторых потенциальных партнёров и знакомых, этот психологический ход действует отрезвляюще — положительно. Только заранее поинтересуйтесь, нет ли у Вашего оппонента – бизнесмена, судна классом повыше, в глупую ситуацию попадёте господа, не узнав такой детали. Среди этого брата (владельцев ЯХТ!!!) такие «индюки», иногда, к сожалению присутствуют. Согласитесь так же, что весьма глупо, обладая таким катером, проводить из года в год навигацию в водохранилище ограниченном двумя шлюзами, ловить рыбу с борта катера одновременно вчетвером, или большую часть времени на водной прогулке буксировать лыжника. В первую же навигацию, Вы побываете во всех интересных Вам и Вашим друзьям уголках водного пространства, прилегающих к Вашему региону базирования. А дальше что? И это, притом, что, Ваше судно будет оборудовано согласно всем нормам и требованиям Регистра, и иметь, гораздо больший разрешённый регион плавания, к примеру, до 50 мильной прибрежной полосы в бассейне Чёрного или Азовского морей. Если Вы способны преодолеть этот рубеж и имеете соответствующую квалификацию, значит такое судно именно для Вас. Полученные Вами и Вашими спутниками положительные эмоции гарантированны. Одним из недостатков этих судов является критерий прочности пластикового корпуса, уязвимость угловых колонок при речной навигации и большие трудности при очистке винта от попавших на него водорослей или пластиковых пакетов (явление, встречающееся в Украине!) на отверстия водозабора охлаждения. Купание с полным погружением в холодную весеннюю воду одного из членов экипажа вооруженного ножом не избежать. Правда, этого недостатка, практически лишены катера с подвесными двигателями, но и они имеют свои проблемы и недостатки, кража двигателя к примеру. С помощью электрической тримсистемы подъёма двигателя, в большинстве случаев у подвесных моторов, доступ к винту свободен с транца, винт выйдет из воды. Атлетическая подготовка, залог выхода из этой банальной ситуации. И ещё, будьте, пожалуйста, толерантны по отношению к другим участникам навигации. Будучи на борту собственной яхты или катера, Вы не торопитесь на важную встречу или в собственный офис, Вы отдыхаете. Не забывайте, что на прибрежной полосе суши, пусть и не оборудованной под официальный пляж, могут быть люди, маленькие дети не умеющие плавать или судно стоящее вблизи берега на якоре. Носовая и кильватерная волны вашей большой и быстроходной яхты, на прибрежном мелководье, может быть серьёзной угрозой их жизни.
К следующему типу судов, которыми потенциально Вы можете обладать, являются реконструированные речные и морские суда, выпущенные в 60-80 годах прошлого века.
Они способны предоставить радость общения с водными просторами не только Вам и Вашим близким, но и всем сотрудникам Вашей большой бизнес-структуры. Также на таких судах, возможно, проводить корпоративные мероприятия, которые будут пользоваться большим успехом, чем банальная аренда клубного заведения на берегу. Следует учесть, что для достижения поставленных целей и некоторого уровня престижа, Вам необходимы солидные капитальные вложения в реконструкцию, оснащение и оборудование такого судна, и ещё высокой квалификации специалист-дизайнер судового интерьера. А вот с экстерьером, проблемы останутся или потребуют колоссальных финансовых вложений и условий серьёзного производства. Так же следует решать вопрос о месте постоянной стоянки, охране и постоянном круглогодичном квалифицированном экипаже. При этом эстетические, экономические и скоростные показатели судна, Вас вряд ли удовлетворят. Такие суда, владельцы нередко активно предлагают в любой речной или короткий прибрежный чартер, для демпфирования издержек личной эксплуатации.
И условный последний тип судов – крупные круизные яхты марок «Fairline», «Maiora», «Riva» и др., эксплуатация которых в принципе возможна в условиях навигации в бассейне реки Днепр, и практикуется в Чёрном, Средиземном и других морях. Некоторые из этих судов, даже способны пересечь Атлантику. Как правило, это личное частное судно, выполняющее задачу и роль безоговорочного индикатора состояния, неординарности и элитарности его владельца. Уровень комфорта на их борту не подлежит сомнению и оспариванию. Базируются эти суда, как правило, в порт-маринах, находящихся вне территории Украины, в некоторых редких случаях, в Одессе или Севастополе. Да и флаг они гордо носят не Украинский. Как знать, может быть, и Вы стоите на пороге такого приобретения. Ограниченное число специалистов-маркетологов владеют реальной картиной предложений рынка в силу его специфичности и «элитарности», замечу, что обладание яхтой торговой марки «Азимут» приравнивается у людей сведущих, к пиджаку малинового цвета и 600-му «Мирцедесту» середины 90х годов прошлого века! Для расширения кругозора заказчиков, приведу пример «не менее достойных» яхт присутствующих на рынке предложений развитых стран, для потенциальных будущих покупателей, это марки «Кобальт», «Першинг», «Принцесс» и целого ряда других судостроителей!
Владельцы «малого флота»! Будьте как можно чаще и дольше на воде, ведь Вы согласитесь со мной, что это полезно и здорово! Это то, чего Вам так не хватало, тогда давно, когда Вы были на берегу в жаркий летний день и мимо Вас, почти бесшумно проходил белоснежный, красивый быстрый катер со своим родным экипажем на борту.
Ваш катер ждёт Ваш экипаж!
7ft. под килем.
Александр Курмашов