Этот раздел охватывает три важных аспекта, которые необходимо принять во внимание при выполнении любого вида работ; информацию о материалах корпуса судна, РУКОВОДСТВО по выбору рабочих инструментов и меры безопасности.

На протяжении всего РУКОВОДСТВА мы подчеркивали важность проведения тщательных подготовительных и грунтовочных работ. Потратив время на изучение информации о материалах корпуса судна и его характеристик, Вы получите базовые знания, которые помогут Вам выявить те возможные проблемы, которые могут возникать.

СТЕКЛОПЛАСТИК

Материал из стекловолокна, или стеклопластик, как чаще его называют, изготавливается из полимера (полиэстера), усиленного стекловолокном. Как только полимер схватится и образует твердую матрицу, получающийся в результате ламинат становится жестким и прочным. Гладкая наружная поверхность образуется за счет гелькоута — защитного слоя полимерной смолы.

Опыт показывает, что, несмотря на свои очевидные преимущества, стеклопластик подвержен воздействию солнечного света и внешней среды.

Существует две проблемы, которые нужно учитывать:

Стеклопластик разрушается осмосом!

Более подробную информацию смотрите в РУКОВОДСТВЕ стр.36-40.

Гелькоут выцветает!

Со временем гелькоут начнет терять свой цвет. Это результат воздействия ультрафиолетового излучения. Полироли с воском могут замедлить этот процесс, но рано или поздно придется прибегнуть к покраске, чтобы защитить поверхность.

АЛЮМИНИЙ

Алюминий прекрасный материал для судов, если относиться к нему правильно и принимать во внимание присущие ему свойства. При отсутствии соответствующей обработки или при повреждении покрытия, алюминиевые сплавы подвержены коррозии. На новом незащищенном корпусе из алюминиевых сплавов образуется оксидная пленка.

Оксидная пленка не является защитой корпуса от воздействия морской воды. Внимательное отношение к подготовке корпуса нового судна и правильное техобслуживание корпуса эксплуатируемого судна помогут Вам избежать множества проблем и дорогостоящего ремонта в будущем.

Осмотр алюминиевого корпуса:

Периодически необходимо снимать красочное покрытие на участках, подверженных сильному воздействию окружающей среды и предпринимать меры против коррозии. Внимательный ежегодный осмотр сварных швов позволит вовремя выявить эту проблему.

Совместимость алюминия:

Алюминий вступает в реакцию с некоторыми необрас-тающими красками, в составе которых есть медь, что приводит к коррозии. Таким образом, алюминий не совместим с чистой медью и оксидом меди, при этом для защиты от биологического обрастания могут использо-ваться краски на основе тиоцианата меди при условии, что алюминиевая поверхность должным образом загрунтована.

ДРЕВЕСИНА

Древесина — единственный природный материал, который используется в наши дни для строительства судов, и хотя он требует большего ухода, чем стеклопластик, появление деревянного судна достойного вида всегда привлекает взгляды и вызывает восхищение.
Волокнистая структура древесины способствует поглощению влаги из окружающего воздуха.
В результате волокна разбухают, и изделие изменяет размеры в различной степени, в зависимости от типа конструкции.
Поэтому, чтобы лаковое или эмалевое покрытие осталось целым на таком подвижном материале, как древесина, оно должно быть достаточно гибким. Влага в древесине может дать толчок росту грибковых спор, что ведет к гниению и порче древесины. Древесина также может привлекать морских точильщиков, которые едят древесные волокна.
Таким образом, древесину необходимо обезопасить от подобных атак и высокого содержания влаги с помощью надежных защитных средств и покрытий.
Существует много пород деревьев, древесина которых может использоваться в кораблестроении, и свойства их сильно различаются.

ТВЕРДЫЕ ПОРОДЫ

Твердые породы древесины, как правило, растут медленно, в результате имеют плотные волокна в отличие от мягких пород. Твердые породы характеризуются хорошими показателями прочности волокон, как в продольном, так и в поперечном направлении. По этим причинам многие породы твердой древесины популярны и широко используются благодаря своим декоративным свойствам как строительный материал для судов.

Красное дерево — поскольку морская вода обладает антисептическими свойствами, красное дерево, не требуя большой защиты, долгие годы будет сохраняться в морской воде. О пресной воде того же сказать нельзя — красное дерево будет гнить и портиться, если вода проникнет в древесные волокна. Поэтому красное дерево нужно все время защищать от воздействия пресной воды и, по возможности, обливать морской водой.

Тик и ироко — тиковая древесина отличается высоким содержанием масел, т. е. хорошо противостоит гниению и порче. Кроме этого, в тике содержится кремнезем, чем объясняется его прочность на износ.

Дуб — сплавы, содержащие железо, такие, как сталь или чугун, плохо соседствуют с древесиной дуба. Поскольку в дубовых волокнах содержится танин, появляются темные пятна, также происходит химическое воздействие дубильной кислоты на металл.

МЯГКИЕ ПОРОДЫ

Мягкая древесина отличается длинными, прямыми и обычно более широкими волокнами, чем волокна твердой древесины, так как деревья, имеющие мягкую древесину, растут быстрее. Это означает, что можно говорить о прочности волокон в основном в продольном направлении, в связи с чем, именно мягкие сорта древесины используются для изготовления мачт и рангоутов, румпелей, пояса наружной обшивки, весел и корпусов с реечной обшивкой.

СТАЛЬ

Сталь представляет собой полученный в результате термической обработки сплав на основе железа с низким содержанием углерода, в состав которого в небольших количествах входят и другие элементы.
Высокая прочность стали при небольшой толщине стального листа, который можно резать и изгибать, придавая ему различную форму, делает сталь подходящим материалом для строительства корпусов судов и конструкций повышенной сложности.
Для усиления прочности конструкции крепежные детали, такие как болты и заклепки, часто выполняются из другого легкого сплава, в то время как фитинги — из сплава с повышенным содержанием хрома, т.е. нержавеющего сплава.
Как уже было сказано, сталь считается хорошим материалом для строительства судов, однако, полезно будет подробнее познакомиться с некоторыми из её свойств.

Сталь ржавеет!
Ржавчина — наиболее распространенная форма коррозии стали. Для протекания реакции также необходима вода. Таким образом, море представляет собой идеальную среду для появления ржавчины.

Сталь растягивается!
Из-за высокой гибкости и прочности сталь трудно сломать, но при ударе может образоваться вмятина, так как в месте удара металл растянется и деформируется. Это может представлять проблему, так как защитное покрытие может не обладать достаточной гибкостью.