osmosis (oz-mO’sis, os-), —п.

С точки зрения технолога, осмос — это проникновение жидкости внутрь изолирующего покрытия или пористых ячеек.

С точки зрения яхтсмена: Злейший враг владельца судна. Через гелькоут вода проникает в материал корпуса, что приводит к повреждению и утяжелению судна. Для предупреждения осмоса используется средство Gelshield.

ПРОФИЛАКТИКА ВСЕГДА ДЕШЕВЛЕ РЕМОНТА…

Нельзя недооценивать важность предохранения корпуса от влаги. Чем суше ламинат, тем легче судно, тем лучше эксплуатационные качества, ниже расход топлива и дольше срок службы гелькоута. Корпус судна, впитавшего влагу, погружается в воду ниже, что приводит к ухудшению маневренности.

Состав Gelshield был разработан для ремонта корпусов, которые подверглись пагубному влиянию осмоса. Однако лучше начинать работы по борьбе с осмосом до его появления. Применение мер защиты до появления проблемы не только сильно снизит вероятность дорогостоящего ремонта, но и повысит судно в цене. При покупке нового судна, предотвратите свои будущие затраты, нанесите состав Gelshield пока судно еще не спущено на воду!

ЧТО ТАКОЕ ОСМОС?

Осмос — это процесс распада слоистой структуры стекловолокнистого материала. В основе этого процесса лежит химическая реакция между водой и входящими в состав материала корпуса судна веществами, которые ранее не вступили в реакцию.
Через гелькоут вода проникает в материал корпуса.
После того, как вода попала внутрь, начинается реакция между водой и химическими веществами, в результате чего создается кислая среда, что, в свою очередь, приводит к повышению давления на задней стенке гелькоута, вздутию и, в конечном счете, к появлению разрывов.
После того, как целостность гелькоута нарушена, нижележащие слоистые структуры начинают впитывать воду, словно губка.

Не только проникновение воды снаружи является причиной осмоса, трюмная вода также может привести к разрушению покрытия, поэтому нужно следить за тем, чтобы трюм был сухим.

КОГДА МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ ОСМОС?

Вероятно, на любом незащищенном корпусе судна со временем появляются признаки осмоса, как ржавчина на корпусе автомобиля.

Момент появления осмоса зависит от многих факторов, включая: тип вод, где швартуется судно; температура воды, и самое важное, качество материала корпуса судна.

В некоторых случаях, причиной появления осмоса на раннем этапе срока службы судна становятся химически активные примеси в гелькоуте и ламинате. С проблемами, касающимися дефектов корпуса, нужно обращаться к производителю судна.
Однако даже на качественных корпусах из стеклопластика со временем появляется осмос и вздутие, поэтому мы рекомендуем наносить слой эпоксидной смолы для защиты от осмоса даже на новые суда.

КАК ОБНАРУЖИТЬ И ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОСМОСА

Основной признак, «вздутие» — Появление пузырей — наиболее распространенный признак осмоса. Это первый сигнал тревоги, при появлении которого следует немедленно прибегнуть к профессиональной помощи для осмотра судна.
Пузыри могут быть различными по размеру: от маленьких, с булавочную головку; до больших, размером с ладонь. Наличие жидкости в пузыре означает, что имеется потенциальная проблема. Если жидкость имеет острый уксусный запах или, если растереть её между пальцами, жирная или липкая на ощупь, — скорее всего, начался осмотический процесс. Прежде чем что-либо предпринять, необходимо установить причину этого явления. Мы рекомендуем обратиться за помощью к профессионалам.

Не только осмос может быть причиной возникновения пузырей. Часто вздутия или многочисленные пузыри размером с булавочную головку обнаруживаются в отдельных местах (часто в районе ватерлинии) или по всей подводной части корпуса.
Эти пузыри имеют твердую поверхность, вскрываются достаточно трудно, после вскрытия видно, что никакой жидкости они не содержат, и никакого запаха не чувствуется. Наиболее вероятная причина таких пузырей — воздушные пустоты. Это не столь серьезная проблема, но прежде чем принимать какие-либо меры, следует проверить уровень влажности на корпусе судна.

ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ ОСМОСА:

Трещины в форме звездочки — могут появляться в тех местах, где гелькоут хрупкий. Повреждения в виде тонких трещин образуются в результате сильных прогибов или ударов, через трещины в слоистые структуры начинает просачиваться вода. Микроотверстия — имеющиеся в гелькоуте крошечные пузыри снижают его защитные свойства и способствуют быстрому проникновению воды.

Выступающие волокна — видны под гелькоутом или пронизывают его, по капиллярам волокон вода просачивается в материал корпуса.

Недостаточное отверждение гелькоута — неправильно приготовленная смесь или несоблюдение условий нанесения состава может быть причиной недоста-точного отверждения и, как следствие, пористости и проникновения воды.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ОСМОС ВСЁ-ТАКИ ПОЯВИЛСЯ

1.Правильная подготовка гелькоута: Необходимо полностью снять слой необрастающей краски и удалить столько гелькоута, сколько необходимо для просушки корпуса судна. Возможно, придется удалить гелькоут полностью или лишь на небольших участках, -это должен определить специалист по результатам осмотра судна.

2.Просушка корпуса: Этот этап самый важный. Если корпус не будет должным образом просушен, вновь произойдет вздутие. Мы рекомендуем полностью промыть и просушить корпус судна.

3.Нанесение средства для предотвращения осмоса Gelshield .Средство представляет собой нерастворимую эпоксидную смолу для герметизации ламината, которая заполняет все имеющиеся пустоты, таким образом создавая защитный слой, препятствующий проникновению воды и повторному возникновению осмоса.

4.Нанесение средства для предупреждения осмоса Gelshield 200:

Наносится в качестве связующего слоя перед нанесением необрастающей краски.

КАК ЗАЩИТИТЬ СУДНО ОТ ОСМОСА

Предупреждение всегда лучше лечения, поэтому имеет смысл наносить защитное покрытие как на новый, так и на старый корпус судна. Для защиты корпуса необходимо изолировать поверхность от проникновения воды. Это делается поверх существующего гелькоута. Самое лучшее время для нанесения средства для предотвращения осмоса -пока судно еще не спущено на воду. Некоторые производители судов предлагают сразу же в заводских условиях произвести обработку нового судна для предохранения от осмоса по системе Gelshield компании International, поэтому стоит выяснить, какие производители предоставляют такую услугу. Однако следует подчеркнуть, что применение мер защиты не может остановить уже начавшегося осмоса, а также предотвратить его, если корпус судна выполнен из некачественного материала. Перед началом работ необходимо произвести тщательную проверку состояния судна.

ЕСЛИ КОРПУС СУДНА НОВЫЙ ИЛИ НЕОКРАШЕНЫЙ

1.Тщательно очистите поверхность средством Yacht Line Super Cleaner, пользуясь жесткой щеткой. Промойте пресной водой, чтобы удалить с корпуса восковой разделительный состав, и дайте поверхности просохнуть.

2.Осмотрите корпус судна. При обнаружении повреждений или трещин устраните дефекты с помощью шпатлевки Watertite Ероху Filler. Большие участки следует покрыть нерастворимой эпоксидной смолой Gelshield Plus. При обнаружении более значительных повреждений, убедитесь, что вода не попала в ламинат.

3.Тщательно обработайте гелькоут шкуркой с зернистостью 180, после чего удалите остатки ошлифованного материала с помощью очистителя Super Cleaner.

4.Смешайте основу грунта Gelshield 200 с отверждающим элементом грунта Gelshield 200, в пропорции 3:1 по объему. Смешивайте только то количество, которое будет использовано в течение 5 часов. Производите нанесение слоев грунта Gelshield 200, следуя рекомендациям по временным интервалам между нанесением слоев, указанным в таблице на стр.39. Для облегчения контроля за качеством покрытия, в продаже имеются составы двух разных цветов. Наносится в 5-6 слоев (минимальная толщина 250 микрон). В заключение наносится необрастающая краска в соответствии с рекомендациями по временным интервалам между нанесением слоев РУКОВОДСТВО стр.39.

Если подводная часть судна была ранее окрашена, начинайте с шага 2.

Важно: Чтобы в будущем избежать дорогостоящего ремонта, нанесите специальный состав ! для защиты корпуса от осмоса.